Углы зависимости

0

Родители могут подавить желание ребенка попробовать наркотик. О том, как научиться слышать и слушать своих детей, чтобы не случилось беды, и о том, как возникает наркотическая зависимость,  расскажет психиатр-нарколог Лилия Музаффарова.

 

Лилия Музаффарова, международный тренер ООН I уровня по профилактике и лечению наркологических заболеваний, национальный тренер ООН по проектам «Крепкая семья, сплоченная семья», заведующая подростковым отделением городского наркологического диспансера, психиатр-нарколог высшей категории, психотерапевт высшей категории.

Как родители могут определить, употребляет ли их ребенок наркотические и психоактивные вещества?

Ведущие признаки: изменения в поведении – частые резкие смены настроения, беспричинное возбуждение, проявление вялости или, напротив, повышенной работоспособности, безразличие к работе, к окружающей среде, быстрая утомляемость, бессонница, снижение успеваемости в школе, прогулы уроков без уважительной причины. Возникают трудности с концентрацией внимания, ухудшается память, сообразительность. Ребенок не интересуется своим хобби, становится изворотливым, лживым, уходит от вопросов, сочиняет небылицы. Появляются уличные компании. Он прячет смски, ставит пароль на телефон. Становится неопрятным, неряшливым, часто просит деньги. В доме начинают пропадать вещи.

Мы должны знать, что возрастные и психологические особенности ребенка, стрессовые ситуации – старт для подобного поведения.
Родители все это замечают, когда у ребенка уже зависимость второй или третьей стадии. Они закрывают детей в подвалы, применяют физическую силу, но это не дает эффекта. 

Что делать, если родители заподозрили ребенка в употреблении наркотиков?

При подозрении даже в однократном употреблении, нужно обязательно обратиться к врачу.
Родители часто просят взять анализы на выявление наркотиков при помощи тестов. Если экспертиза положительная, мы ставим на официальный учет. Узнав об этой процедуре учета, родители зачастую отказываются от сдачи анализа.

Самое важное – клиническая диагностика. Врачи-наркологи определяют употребление запрещенных веществ. Нам не важно, находится ли ребенок в состоянии опьянения в данный момент, есть зависимость или нет – это выявляет осмотр и общение с ним.

В рамках проекта ООН «Крепкая семья» и Министерства народного образования, мы подготавливаем тренеров, которые продвигают наш проект в школах. 

Цель этого проекта – обучить родителей навыкам слышать ребенка, уметь проявлять любовь, распознавать и снимать стресс. Тренер обучает отдельно подростков и родителей, затем совместно с ними отрабатывает навыки.

Что делать родителям, чтобы у ребенка не возникало желания попробовать наркотик?

Родители думают, что проблема употребления наркотиков не касается их семьи. Но, как показывает практика, самые различные семьи могут столкнуться с этим. Важно правильно разговаривать с детьми и мотивировать их. Зависимость у подростков развивается очень быстрыми темпами. Прогноз неблагоприятен. Чаще это переходит на употребление более сильных психоактивных веществ, что приводит к быстрой деградации. Ребенок не адаптируется в обществе. Случается, что единственное лечение зависимости, – семейная психотерапия. 

Случается, что единственное лечение зависимости, – семейная психотерапия

Первый аспект возникновения зависимого поведения – биологическая, генетическая предрасположенность. В таких случаях зависимость у ребенка развивается быстрее, глубина заболевания тяжелая, а лечение более проблемное.

Второй аспект – биологический фактор – перенесенные неврологические заболевания, инфекции головного мозга, эпилепсия.

Третий аспект – психологический компонент. 

По типу личности ребенка можно определить, какие психоактивные вещества ребенок  предпочтет. 

Четвертый аспект – социальный и микросоциальный компонент – семья и ее правила для всех членов семьи.

 
Какая профилактическая работа проводится среди подростков и детей в нашей стране?

Мы работаем совместно с хокимиятом, районными отделами народного образования, среднего специального и высшего образования, районными управлениями внутренних дел, медицинскими объединениями, махаллинскими комитетами. 

Обучаем педагогов общеобразовательных школ и лицеев. Читаются лекции на темы: причины зависимого поведения, основные принципы профилактики, механизмы зависимого поведения, мозговые штурмы, роль школы в профилактике зависимости, работа над школьной программой профилактики, что делать педагогу, если у него возникло подозрение, как разговаривать с учеником и его родителями. 

Психолог школы формирует группы риска по психологическому компоненту: дети с неустойчивым возбудимым характером, дети с нарушенным поведением, дети из неблагополучных семей. 

Медицинский работник школы выявляет детей, которые имеют неврологический фон. С ними работаем индивидуально. Выбираем тематику и отрабатываем шаги: как уйти от давления сверстников и ситуаций, провоцирующих ребенка на преступление, как уходить от манипуляций, не поддаваться на уговоры принять психоактивные вещества и т.д.


Текст: Фарангиз Алиева 

 

0
    0
    Ваша корзина | Sizning savatingiz
    Ваша корзина пуста | Savatingiz bo'shВернуться к покупке | Sotib olishga qaytish