Комплексы из детства

0

Чувство вины или обиды, неуверенность в себе, страх, что осудят другие. Комплексы? Откуда они в нас? Разбираемся вместе с психологами.

Ксения Севостьянова, психолог, специалист по работе с детьми и подростками, тренер центра «Жизнь. Личность. Рост».

Динара Маткаримова, практикующий психолог, консультант, тренер центра «Жизнь. Личность. Рост».

Ксения Севостьянова, психолог

Откуда берутся комплексы? 

Мы рождаемся свободными от установок, страхов, комплексов. В первые годы жизни у ребенка формируется свое видение мира, людей вокруг и себя самого. Далее важную роль играет и социум – сверстники, воспитатели и учителя. 

Но родители остаются самыми значимыми взрослыми, под их влиянием у ребенка формируется отношение к себе и к миру. То, что говорят родители – самая безусловная правда, у ребенка другой нет.

В детстве закладывается то, что будет влиять на всю жизнь: знания, навыки, воспитание и т.д. С ними зарождаются комплексы, негативные убеждения, установки, страхи, проблемы с самооценкой. Все условно «положительное» родители вкладывают в нас осознанно, а что будет усложнять жизнь ребенка, «прилетает» к нему чаще всего случайно.

Как это происходит?

Родители не задумываются о силе брошенных фраз, но в сознании и подсознании ребенка они часто закрепляются на всю жизнь.

Родительские цитаты:

– «Ты уже такой большой, а тебе все еще надо помогать!»

Или наоборот:

– «Ты слишком маленький, у тебя не получится!»

Другое:

– «Да кому нужны эти твои рисунки», «Хватит петь, ты в ноты не попадаешь!»

– «Ой, он у нас ни на что не способен, вот решили к вам привести, чтобы вы его «исправили» (и это при ребенке)

Самые тяжелые и травмирующие:

– «Ты мне всю жизнь испортила»

– «За что мне такое наказание!?»

– «Да не нужен ты своему отцу, скажи спасибо, что я с тобой мучаюсь!»

– «Ты заслужи сначала, чтобы тебя любили»

– «Только и делаешь, что позоришь нас!»

– «Не исправишься, в детдом тебя сдадим»

И даже:

– «Ты ничтожество!»

– «Скорее бы ты выросла и замуж тебя отдать, хоть деньги дадут за тебя»

– «Лучше бы я тебя вообще не рожала»

Даже очень заботливые и любящие родители в состоянии стресса, испуга могут неосознанно обронить слова, которые засядут в голове ребенка навсегда. 

Прорабатывая со взрослыми их проблемы с самореализацией, в отношениях с другими людьми, неуверенности в себе и прочее, в 99% случаев упираемся в детские воспоминания, травмы, обиды, установки и комплексы. 

Спустя много лет сложнее «лечить» старые раны. Работать с этим можно и нужно, но лучше снизить до минимума вероятность развития комплексов еще в детстве.

Что для этого нужно?

Установки для родителей:

  • никакой критики и осуждения: объясните ребенку в чем и почему он не прав и вместе придумайте, как исправить ситуацию;
  • замечайте мелочи, важные для ребенка – рисунок, поделку, танец – даже если они не соответствуют вашим ожиданиям;
  • никогда не сравнивайте ребенка ни с кем, кроме него самого. Например, вместо: «смотри, тот мальчик сделал лучше», нужно сказать: «помнишь, у тебя получалось это уже раньше? Давай попробуем снова»;
  • будьте внимательны к поведению и эмоциям. Дети не всегда говорят о том, что их беспокоит, подростки тем более. Будьте наблюдательны, смотрите, не замкнулся ли ваш ребенок в себе, не грустит ли он «без повода» – такие изменения всегда признак внутренних переживаний;
  • приучайтесь вместе с ребенком к доверительному открытому диалогу, к свободному выражению своих эмоций, к возможности быть выслушанным и понятым в любой ситуации. Станьте ему лучшим другом, опорой и поддержкой, оставляя возможность самостоятельно делать свой выбор, свои ошибки, исправлять их и принимать верные решения.

Мы рождаемся свободными от установок, страхов, комплексов

То, что говорят родители – самая безусловная правда, у ребенка другой нет

 

Динара Маткаримова, психолог

Какие комплексы встречаются у детей чаще всего?

Комплекс неполноценности. Как правило, его формирование у детей происходит из-за низкой самооценки, которая имеет определенные причины:

  • первая – условная любовь родителей – любят ребенка с условием.

Условие у каждого свое – от убранных игрушек до знания пяти языков. В таких отношениях любовь становится платой. Формируется стойкое убеждение в том, что любовь надо заслужить. А это кратчайший путь к неврозам;

  • вторая – навешивание ярлыков – ребенка ругают не за проступок, а за то, что он  «дурак», «лентяй» и т.д.; 
  • третья – сравнение; 
  • четвертое – неуважение к личным границам ребенка. Сюда относится не только отсутствие у ребенка своей территории, своего времени и своих желаний, но даже, когда ребенка обнимают и целуют против его воли. 

Комплекс превосходства – стремление человека компенсировать чувство собственной недостаточности.

Главная идея – восхваление ребенка и унижение окружающих. 

Вырастая, ребенок начинает страдать нарциссизмом, считает всех хуже себя. Когда он замечает, что окружающие не благоговеют перед ним, как его родители, проявляет агрессию.

Синдром отличника – постоянное стремление все делать правильно.

Касается не только учебы, но и всего остального. Неудовлетворенность жизнью обеспечена. 

Для того, чтобы воспитать успешных и гармонично развитых детей, необходимо учитывать их желания и потребности, которые зачастую могут идти вразрез с родительскими и вызывать у родителей фрустрацию, так как страдает в такой момент родительское эго. 

Избавьтесь от списка ожиданий к своему ребенку и любите его таким, какой он есть, за то, что он есть.

Избавьтесь от списка ожиданий к своему ребенку, и любите его таким, какой он есть, за то, что он есть

 

Текст Ирина Касимова

 

0
    0
    Ваша корзина | Sizning savatingiz
    Ваша корзина пуста | Savatingiz bo'shВернуться к покупке | Sotib olishga qaytish