Здоровый туризм

Опубликовано Admin в

Как поменяется рынок медицинского туризма после карантина, когда откроются границы и что нужно сделать, чтобы получить Сертификат здорового туризма – отвечает вице-премьер, председатель Государственного комитета по развитию туризма Узбекистана Азиз Абдухакимов специально для медиаресурса ANATOMICÁ


Наиболее пострадавшей от воздействия пандемии коронавируса стала сфера туризма. В частности, по данным ЮНВТО в 2020 году количество международных поездок сократится на 89%. Потери в экспорте туристских услуг составляет около 800 млрд долларов, ожидается сокращение 74 млн рабочих мест.

В Узбекистане в течение января–мая количество туристов, прибывших в страну составило 1,2 млн человек, что в два раза ниже показателей аналогичного периода 2019 года (2,4 млн.). В свою очередь, объем экспорта туристских услуг составил 202,8 млн долл., что в 2,3 раза меньше показателей аналогичного периода 2019 года (467,5 млн долл.).

По оценкам экспертов, восстановление международных рейсов после пандемии не может привести к быстрому росту международного туризма, что объясняется рядом факторов:

Психологический: опасение за свое здоровье сильнее желания путешествовать, существование угрозы заражения будет влиять на количество выездов в иностранные страны.

Экономический: сокращение доходов людей во время пандемии приведет к снижению количества путешествий.

Восстановление и ускоренное развитие сферы туризма
в Узбекистане ожидается к началу 2021 года.

Что будет с тенденциями в медицинском туризме?

В Узбекистане потенциал для развития деятельности санаторно-курортных и оздоровительных комплексов высок. На сегодня функционируют 207 санаториев с 24 000 койками-местами. 52 государственных и 155 частных заведения расположены в 32 экологических зонах, с 15 лечебными родниками, 20 зонами полезных для дыхательных путей.

Количество иностранных граждан, прибывающих в Узбекистан с целью лечения и оздоровления в последнее время, до карантина, стало расти. За 2019 года 55,4 тыс. иностранным лицам оказаны медицинские услуги на сумму около 60 млрд сумов (6,3 млн долл. США) – 106 процентов по сравнению с аналогичным периодом 2018 г. (48,8 тыс. чел.). Вместе с тем, потенциально Узбекистан может привлечь около 1 млн иностранных граждан с доведением экспорта медицинских услуг до 150 млн долл. США.

Основной туристский поток в Узбекистан (92 %) обеспечивается за счет приграничных стран и стран СНГ.

Высокий спрос у граждан соседних стран имеется на услуги эндокринологии, дерматологии, акушерства и гинекологии, урологии, педиатрии и кардиологии. У граждан дальнего зарубежья – на услуги стоматологии и косметической хирургии.

Учитывая, что основной поток иностранных туристов по медицинскому туризму обеспечивается за счет соседних стран целесообразно развивать данный вид туризма в Самаркандской, Сырдарьинской, Сурхандарьинской, Ферганской, Ташкентской, Андижанской областях и городе Ташкент.

После карантина многие узкоспециализированные зарубежные клиники оказались в затруднительном положении из-за полного прекращения потока медицинских туристов.

В том числе, большинство клиник и санаториев оказывают медицинские услуги для пациентов, заразившихся коронавирусом или помещенных в карантин, что приводит к закрытию учреждения для других туристов. Еще до пандемии коронавируса на рынке медицинского туризма предложение превышало спрос.

По мнению экспертов коронавирус также изменит рынок медицинского туризма.

Во-первых, усилится конкуренция между странами за клиенты, а значит, не исключено даже некоторое снижение цен на медицинские услуги.

Во-вторых, пациенты станут более требовательными в плане выбора поставщика медицинских услуг, так как у людей будут сохраняться определенные опасения за международные поездки.

В-третьих, клиники, агентства и компании по медицинскому туризму будут вынуждены выработать новые подходы в работе с клиентами. Только тот, кто поставит во главу своей стратегии максимальную заботу о пациенте, сможет завоевать доверие клиентов.

— Изменится ли сезонность в туризме в целом?

— Туристические сезоны определенно останутся неизменными. Другое дело в спросе. Определенно, пандемия коронавируса внесет коррективы на спрос сезонного туризма, к примеру, на пляжные и горнолыжные курорты.

В Узбекистане горнолыжный туризм имеет высокий потенциал для развития. Этому способствует также открытие современного горнолыжного комплекса «Амирсой», который ничем не уступает европейским конкурентам. А в условиях пост-пандемии и учитывая платёжеспособность туристов, увлекающихся данным видом туризма, а также при правильной маркетинговой стратегии «Амирсой» может составить серьезную конкуренцию, к примеру, японским и южно-корейским горнолыжным курортам, которые пользуются большим спросом среди стран Юго-Восточной Азии.

До пандемии коронавируса, в среднем туристический сезон в Узбекистане начинался в марте и заканчивался поздним октябрем и началом ноября месяца. Сегодня уже с наибольшей вероятностью можно предполагать, что до конца лета текущего года границы между государствами останутся закрытыми и как итог сезон будет потерян. Однако учитывая относительно тёплую зиму, что мы наблюдаем последние годы, Узбекистан может быть интересен для стран с более суровым климатом, таким как Россия, Казахстан, Украина, Беларусь и т.д.

Именно в данном контексте можно будет говорить об изменении сезонности в туризме Узбекистана.

— Какие технологии могут помочь восстановить туризм после карантина?

— Не столько технологии, сколько пересмотренная стратегия поможет туризму восстановиться после карантина. В данном случае мы говорим о маркетинговой стратегии Узбекистана в целом.

Если до карантина маркетинговая стратегия основывалась на том чего мы можем показать туристу, какой сервис мы можем предоставить, то после карантина определенно для туриста важно знать насколько хороша эпидемиологическая обстановка в Узбекистане и насколько безопасно будет его поездка в страну.

— Будет ли разработаны специальные стандарты системы сертификации тур объектов на безопасность от эпидемии в Узбекистане, как уже это сделано в Турции?

— Да. В данное время идет изучение зарубежного опыта по сертификации тур объектов на безопасность от эпидемии, в том числе система сертификации Турции – «Сертификат здорового туризма».

А также начаты работы по разработке специальных стандартов для объектов туристической инфраструктуры. Все объекты туристской индустрии, в том числе средства размещения, пункты питания и транспортные средства будут сертифицированы по стандарту для внедрения санитарно-гигиенических норм. Разработка стандартов будет завершена до конца июня и потом начнется сертификация туристических объектов.

Кроме того, 11 мая 2020 года Госкомтуризмом с Санэпидемнадзором разработан требования при осуществлении деятельности гостиничных услуг.

Решением Республиканской специальной комиссии установлены дополнительные требования при осуществлении деятельности гостиничных услуг. В том числе:

— дезинфекция гостиничных приемных, залов ожидания, коридоров, лестниц, лифтов, санитарно-гигиенические узлов каждые 8 часов и общих предметов (дверные ручки, кнопки лифта, стол в зале ожидания, стойка для регистрации и ручки) каждые 2 часа;

— бесперебойное обеспечение антисептиками места общественного пользования (лифты, санитарно-гигиенические пункты, пункты обмена валют, рестораны и т. д.) и обязательное наличие предупреждающих знаков на узбекском, русском и английском языках о периодической чистке рук;

— принятие мер по регулярному измерению температуры тела и дезинфекции посетителей на входе в здание;

— формирование как минимум пятидневного запаса средств индивидуальной защиты (масок, перчаток, антисептика и т. д.) в зависимости от количества работников и клиентов и обеспечение постоянного наличия данных средств;

— обеспечение постоянной работы медицинского персонала при занятости гостиницы более 50%;

—  При размещении в номерах, количество семейных гостей на номер не должно превышать 3-х человек, других гостей не должно превышать 2-х человек.

Данные требования распространяются на гостиницы, имеющие более 10 номеров. Хостелам и гостевым домам во время пандемии осуществлять деятельность не разрешается. 

 — В каком месяце Узбекистан будет готов к открытию границ?

— Кризис туризма, связанный с коронавирусом — одно из самых тяжелых испытаний для мировой туротрасли за десятилетия. Сейчас ситуация выглядит тяжелой: три миллиарда людей во всем мире сидят по домам и боятся инфекции, границы закрыты, безвизовые режимы отменяются, самолеты не летают, отели стоят пустыми и увольняют персонал. Но рано или поздно пандемия закончится. Мир начнет выходить из карантина, восстанавливать связи и снимать ограничения на поездки. По мнению экспертов, туризм оживет к концу 2020 года.

Некоторые страны не дожидаются полного завершения пандемии и открывают свои границы по мере улучшения ситуации.

Однако, ждать восстановления выездного туризма можно еще много месяцев, даже ориентируясь на сроки ограничений, введенные некоторыми странами. А первым начнет восстанавливаться внутренний туризм. И участникам рынка стоит сейчас делать акцент именно на него — изучать направления, потенциальный спрос, готовить новые продукты.

— Какие организации могут помочь странам в борьбе с пандемией и улучшении ситуации в туристком бизнесе?

— На сегодняшний день ряд международных организаций оказывают содействие в борьбе с пандемией. Для сферы туризма это такие организации, как ЮНВТО, Всемирный совет путешествий и туризма (WTTC), Всемирная организация здравоохранения, которые дают свои рекомендации по восстановлению сферы туризма и обеспечению безопасного путешествия.

Узбекистан сегодня, 15 июня, возобновляет международное авиасообщение (рейсы подразделяются на «зеленые», «желтые» и «красные»). Въезд и выезд из Узбекистана в зарубежные страны разрешается в том числе: для получения лечения; лицам, имеющих близких родственников или тяжело больных родственников за границей.

 

Рубрики: Полезное

0 комментариев

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *